Центр «Управление качеством жизни»
Статьи

Третий высший принцип систем - принцип баланса.

Семья и отношения Системия
Статья про первый принцип - https://lqschool.ru/tpost/5uhxribnr1-tri-visshih-printsipa-kotorie-est-v-abso
Статья про второй принцип - https://lqschool.ru/tpost/5thneo2ur1-vtoroi-visshii-printsip-sistem-printsip

ПРИНЦИП РАВНОЗНАЧНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ

Чтобы понять, что такое баланс, надо пройти над пропастью по канату…

Дмитрий Соло

Третий высший принцип систем называется принцип равнозначности в отношениях или принцип баланса. Два предыдущих высших системных принципа определяют структуру системы, а третий принцип обуславливает насыщенность связей между элементами системы. Он обеспечивает гармоничность и справедливость в отношениях через энергию связей между её элементами, обеспечивает согласование взаимодействующих элементов. Абсолютно все элементы системы связаны между собой и между ними через связи поддерживается баланс между брать и давать.

Этот принцип имеет два вида реализации и эти виды определяются уровнями взаимодействующих элементов. Можно выделить вертикальный и горизонтальный баланс, которые осуществляются различными способами. Вертикальный баланс осуществляется между иерархически старшим и иерархически младшим человеком. Например, между родителями и детьми, учителями и учениками, руководителями и подчинёнными. А горизонтальный баланс реализуется между находящимися на одном уровне иерархии: супругами между собой, братьями и сёстрами, равными по статусу коллегами.

Горизонтально принцип баланса реализуется напрямую по принципу «ты мне – я тебе». Если человек сделал другому равному что-то, то с точки зрения системного процесса, он передал свою энергию. Энергию здесь стоит понимать в широком смысле этого слова. Если человек уделил внимание, позаботился, дал имущество, деньги, поделился своим статусом, дал идею, информацию, обучил, выделил время, дал больше свободы – всё это варианты передачи энергии. То для восстановления баланса второй в ответ тоже должен что-то дать. Не обязательно отдать тем же, что и первый, но важно, чтобы обмен был энергетически равнозначным. Самый простой способ восстановления баланса – дать деньгами. Но не всегда это возможно именно деньгами.

Рассмотрим поражение этого принципа на примере супругов. Один из супругов что-то постоянно даёт другому. Он заботится, зарабатывает, повышает статус семьи, а значит и второго супруга. А второй ничего не даёт взамен или даёт недостаточно. Он либо не хочет давать, либо не может этого сделать. Или второй пытается что-то дать, а первый не берёт, не позволяет вернуть, не позволяет восстановить баланс. Часто в роли того, кто даёт больше, чем берёт в современных реалиях выступают женщины, а в роли второго, который больше берёт выступает мужчина. Но бывает и наоборот. Так вот, первый в паре больше даёт, а второй больше берёт. Поначалу это устраивает обоих, но постепенно дисбаланс накапливается: у первого заканчиваются силы и снижается мотивация к действиям, а у второго накапливается долг и чувство вины. И кто в этой паре первым будет стремиться к прекращению отношений? Кого в большей степени не устраивает эта ситуация? Кто уйдёт из таких отношений? Конечно же тот, кто больше брал! У него накопилось огромное чувство вины и долга и это ощущение достигает невыносимого для человека размера. И чтобы перестать чувствовать этот долг он уходит из отношений, а тот, кто давал недоумевает, почему он ушёл, ведь всё было для него. Можно убежать от того, кому должен, но убежать от ощущения своих долгов нельзя. У каждого из нас, в бессознательном семьи, ведётся «книга баланса» или «гроссбух семейных счетов», подобная книге бухгалтера с подсчётом остатка по каждому счёту. И мы обязательно отдадим долг. Если будем отдавать не тому, кому должны, значит вынуждены отдать больше.

Мы не любим быть должны. Даже если на сознательном уровне человеку кажется, что всё хорошо, то для системного сознания, которое выше индивидуального очевиден дисбаланс. Когда мы что-то даём человеку, то на уровне индивидуального сознания мы возвышаемся над ним. Поскольку давать может тот, кто больше, тот кто выше. А брать может тот, кто меньше, младше. И по этой причине люди иногда не дают возможность возвращать. Чтобы продолжать чувствовать себя более значимым. Но если люди на одном уровне в иерархии, то такое поведение создаёт дисбаланс.

Идеальный вариант между супругами давать что-то друг другу и брать что-то друг от друга. При этом уровень взаимодействия, насыщенность и энергию связи можно усиливать тем, что на каждый позитивный вариант получения давать обратно чуть больше. Это вносит небольшой дисбаланс, поэтому возникает ответное желание дать в ответ тоже чуть больше. Общая энергия связи между равными в этом случае растёт. Но если кто-то из равных партнёров дал что-то негативное, неприятное и возникает желание дать тоже что-то негативное в ответ, то негатива в ответ нужно дать чуть меньше, чем получил. Тогда у первого в ответ возникает желание дать обратного негатива еще меньше. Так конфликт постепенно угасает, но принцип баланса сохраняется.

То же самое происходит в рамках предприятия. Если равные по должности люди о чём-то просят или что-то дают, то им напрямую стоит компенсировать это в том же объёме, чтобы поддержать принцип баланса брать/давать.

Теперь рассмотрим проявление этого принципа между иерархически разными по уровню людьми. Между детьми и родителями, как между неравными в иерархии этот принцип реализуется совершенно по-другому. Родители дали нам жизнь, и мы им ничего не можем дать равноценного в ответ. В ответ мы можем быть только признательны и благодарны. Это будет только частью этого баланса. А как вернуть этот долг? Вернуть его можно только вниз по иерархии – дать жизнь своим детям или помочь жить другим людям. Вертикальный принцип баланса балансируется не на прямую, а сверху вниз. Старшие могут давать, а младшие могут брать. Тот же принцип работает и с нашими учителями: они нас научили чему-то и теперь мы именно такие, какие есть, в том числе благодаря нашим учителям. В ответ мы можем быть признательны и благодарны и эти качества признательности и благодарности стоит воспитывать в себе по отношению ко всем, кто больше нас, старше нас и нам что-то дали. И компенсировать баланс мы можем тем, что можем обучать наших учеников в том или ном деле, в той или иной области знания.

Несогласие со своей жизнью, со своей судьбой, со своим телом, умом – это нарушение третьего высшего системного принципа. На уровне систем это звучит так: родители, я не согласен (не согласна) со своей жизнью, вы дали мне не ту жизнь (не то тело, не тот характер), которую я хочу, заберите её обратно и дайте другую. В такой позиции нет благодарности за жизнь, в этом только незрелая позиция. Сколько из нас могут сказать или уже сказали своим родителям: «Папа и мама, спасибо Вам за жизнь!». Если вы попробуете это сделать, то вы почувствуете, как это может быть не просто. Но я рекомендую Вам это сделать. В этот момент система семьи получает импульс к гармонизации и восстановлению принципа баланса и что-то в семье меняется. Это что-то почти неуловимо, но все это чувствуют. Чувствуют это просветление, радость, увеличивающуюся свободу.

Старший в системе может распоряжаться своим ресурсом независимо от мнения младшего и давать или не давать младшему по своему усмотрению. Уровень иерархии, обусловленный вторым высшим системным принципом обеспечивает это. А младший может брать, и, если он чувствует благодарность и выражает признательность, то вертикальный баланс не нарушается. Его задача направить себе это на благо, улучшить свою жизнь, чтобы этот вклад реализовался. Есть строки из советской песни, написанной композитором Исааком Дунаевским на слова поэта Василия Лебедева-Кумача «Песня о Родине», которые иллюстрируют этот принцип: «Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт».