Центр "Управление качеством жизни"
Статьи

Что мне дал Эниостиль

В этой статье я остановлюсь подробнее на том, что мне дало знание Эниостиля и умение определять типы людей. Изменения в своём мышлении и действиях я расположил не в порядке значимости, а в том порядке, как мне кажется интереснее рассказывать о своём опыте.

Сравнение себя с людьми в своём типе. Первым ярким изменением в моем мышлении стало понимание, что существуют разные типы и я сам тоже в каком-то типе! Я когда-то думал, что все люди мыслят примерно одинаково, а отличия в мышлении и действиях определяются только разницей в образовании, возрасте, половой принадлежности и опыте. Оказалось, что эти различия гораздо меньше, чем различия между типами людей. Люди в разных типах отличаются порой очень сильно. А люди в рамках одного типа чрезвычайно похожи друг на друга. Похожи на столько, что это поначалу немного пугало, но сейчас развлекает.

Оказалось, что разные типы людей имеют разные интересы и разные цели, разные инструменты достижения своих целей. Я перестал сравнивать себя, свое развитие, свои успехи и неудачи с людьми в сильно отличных от меня типах. Стал гораздо больше присматриваться к типам, похожим на мой. Для меня сравнение себя с людьми в других типах стало подобно сравнению разных видов существ. Например, подобно сравнению между собой рыбы, птицы, крота и обезьяны. Если сравнивать их по умению плавать, то крот будет лузером. А если по умению летать, то единственной возможностью летать для всех, кроме птицы – это «волшебный пендель». Но для них это будет очень недолгий полёт и падение после него гарантировано. Есть конечно, летающие рыбы, но их полёт – это прыжок из воды. Есть и птицы, которые не летают. Например, пингвины, но они отлично плавают, хотя это исключение из правил. Есть и белки-летяги, но их полёт – это планирование с дерева вниз. Психологически культурно птицу сравнивать с птицей, рыбу – с рыбой, а обезьяну – с другой обезьяной.

Я стал обращать внимание на то на то, как реализуют свои таланты представители моего типа, наблюдать их стратегии поведения. Особенно у тех, которые старше меня. Благо в университете в других сферах я мог наблюдать их достаточно. Так же я стал наблюдать за людьми в близких типах, советоваться с ними. Такое общение тоже обогащает меня, расширяя взгляды на себя и на свою деятельность.

Определение своих сильных и слабых сторон и сфер моей наибольшей реализации происходило по мере принятия мной своего типа. Сначала были сомнения в точности и правильности типологии, затем в верности того как я определил свой тип, но постепенно пришло спокойное понимание и согласие со своим типом. Ведь определить свой тип – это значит принять его. Принять вместе с сильными и слабыми сторонами. Вместе с пониманием, что оцениваешь и видишь окружающую реальность только на определенную часть и определёнными типными критериями.

Все мы сталкиваемся с оценками своей деятельности, поведения, стиля труда, отдыха и взаимоотношений. Каждый человек пробует разное поведение и осмысляет окружающий мир из своего типа. Он получает дивиденды от одного своего поведения и проблемы от другого. И каждый желает передать своим детям, супругам, друзьям и ученикам самые эффективные стратегии выживания в это мире. И если кто-то действует иначе, то мы порой считаем, что это человек просто запутался. И если ему показать «правильные» стратегии, то есть мои, то он тоже получит «хороший» результат, как и я.

Оказывается у каждого типа свои цели и свои инструменты достижения целей. И они очень разные. Самый лучший вывод по этому вопросу – пользоваться родными, характерными для типа. Мы в них сильны и практически неутомимы, да еще и сами себя мотивируем, если действуем своей силой, а не подражаем рабочим инструментам людей других типов.

Ещё одно понимание пришло при анализе своего типа в том, что есть неосознаваемые аспекты жизни и их, оказывается можно довольно точно определить зная тип человека. Сам человек про это не расскажет, поскольку не осознает. А зная то, что люди в конкретном типе хотят на самом деле дает глубокое понимание в управлении, мотивации себя и других и формировании команд.

Неожиданным, но приятным приобретением от Эниостиля для меня, как психолога и психотерапевта, стало понимание того, что у людей в одном типе есть свои типные проблемы и типные психологические травмы. Вместо того, чтобы долго выявлять «болевые точки» можно, поняв тип человека за одну-две минуты начать прицельно обращать внимание на определённые вопросы в жизни или на определённые возрастные этапы человека и сразу отделить нормативное типное поведение от не типного. Увидеть где идет избыточная подстройка под социум и человек немного «потерял себя», а где он наоборот, углубился в себя и «потерял контакт» с обществом. А на эту карту понимания психики человека осталось просто наложить и применить инструменты коррекции и психотерапии. Причём из этих инструментов лучше пользоваться наиболее подходящими методиками именно для своего типа.

Подбор людей и коллектива под задачу. С некоторых пор я разделяю мнение о том, что в свою команду и на работу в свою компанию или структуру нужно принимать не человека с образованием, не опыт человека в той или иной деятельности, а его тип. Это удивляет только поначалу. Оказывается, правильно поняв суть деятельности, нужно просто подобрать тип, который эту деятельность будет делать не по должностным инструкциям, а естественно, из-за того, что по другому он просто в этом типе делать не может. Вместо того, чтобы мотивировать и ограничивать нужно просто подобрать того, для кого эта деятельность так же естественна, как дышать. Тогда человек в соответствующем деятельности типе сам научится всему через совсем небольшой промежуток времени. Тогда процесс управления становится процессом правильного подбора подходящих типов в одну команду, разведения конфликтных типов в разные команды и определения кого поставить руководителем, исходя из планируемых задач. Далее просто наблюдать и обеспечивать команду ресурсами.

Управление через эниостиль – это сбор и разбор команд и создание необходимых условий разным типам для выполнения типных для них задач. И работа в таком коллективе становится творческим процессом. Поэтому она приносит радость и эффективна. Если кто-то из команды не выполняет возложенных на него задач, то претензия может быть только к создателю команды, то есть ко мне. Для какой цели я поручил задачу человеку, который в силу его энергоинформационных взаимоотношений с другими людьми эту задачу не выполнит? Для чего логику поручать провести переговоры, а человеку с чувственно-эмоциональным мышлением поручать сделать смету или расчет, когда это нужно сделать с точностью до наоборот?

Позитивным эффектом знания эниостиля стало ускорение и упрощение общения между людьми. Метафора эниостиля описывает мир и позволяет просто и быстро передать информацию в очень кратком виде, почти без искажений. Это чем-то похоже на профессиональный язык врачей, когда в нескольких терминах один врач передает другому большой массив информации. Просто оба врача в течение шести лет обучения в медицинском вузе договаривались об одном наборе образов за конкретным термином.

Сначала неосознанно, затем, с полным понимание того, что делаю я начал обучать эниостилю всех своих друзей и партнеров в проектах. В результате получилось сообщество людей со своей субкультурой, говорящих на одном языке и понимающих друг друга очень глубоко.

Спокойное отношение к людям и понимание их стратегий – это еще один из эффектов, который я получил совершенно неожиданно для себя. Признать тип человека – это признать его силу и признать его слабость одновременно. Это согласится с тем что он может быть в чем-то сильнее чем я и в чем-то слабее и имеет на это право. И что его понимание жизни, отношение к людям, деньгам, работе, свободе, семье, дому будет сильно отличатся от моего. Поведение людей, так же во многом определено типом. Я стал с этим соглашаться на неосознанном уровне. Это как диалог внутри себя: «А что ещё я ожидал?! Это же такой тип» или «Я же не думаю, что человек будет вести себя не так как ведут люди в его типе» или «Что человеку нужно для баланса энергии, чтобы он согласился на подстройку своего типа для нетипной ему задачи?».

И в конце этой статьи я хотел бы задать вопрос тем, кто знаком с Эниостилем: «А что дал Эниостиль Вам?»

Вячеслав Богданов, психолог, тренер Эниостиля.
Эниостиль