Статьи

Критерий "Тип мышления" в Эниостиле

То, как человек мыслит, то есть каким типом мышления обладает, является критерием типа. Основных типов мышления четыре: логическое, чувственно-эмоциональное, конкретное и абстрактное. Возможны и их сочетания, но только не противоположные, поскольку в одном человеке не могут возникнуть две полярности одной шкалы одновременно.
«Тип мышления» это один из 7 критериев определения типа.
Северное мышление — это логическое мышление. Это построение цепочек причинно-следственных связей, упорядоченное дискретное мышление. Это фиксация последовательности, структуры и классификации. Это поиск сравнения и соотношения всего со всем. Поэтому Север так любит деньги как универсальный способ оценки трудозатрат и материальных ценностей. Бухгалтерский учёт — это тоже их придумка, поскольку позволяет в организации всё оценить сплошь и выразить в универсальном измерителе — в деньгах.
Логическое мышление линейное, структурное и системное. Логик всегда ищет в чем-то систему, закономерность. И если такая система в голове выстроена, то она становится жёсткой и уже больше управляет своим владельцем, чем владелец ею. Если какой-либо новый факт не укладывается в уже сформированную Севером в своём мышлении систему, то тем хуже для факта! Но пока все ячейки системы не заполнены, Север продолжает её заполнять. В разговоре это проявляется в использовании метамоделирующих или метамодельных вопросов. Метамоделирующие вопросы — это вопросы для уточнения деталей: как? когда? сколько? что после этого? где именно? и т. д. Этих вопросов может быть большое количество, но они действительно необходимы Северу для построения внутренней системной картины о человеке, предмете, процессе или явлении. Способность к метамоделированию позволяет Северу становиться профессионалами в той сфере, которую он выбирает как свою профессиональную. Север настолько мастерски метамоделирует, что может превратиться в своеобразного «мета-киллера» для других типов. Бесчисленные вопросы на уточнение деталей приводят типы с ролевым и болевым Севером в раздражение, растерянность или ступор. И тогда они начинают считать Севера «мозгососом» и сторониться его.
Логическое мышление — это мышление от деталей к целому. Такой путь постепенного обобщения деталей в одно общее называется индукцией. Для Севера — обладателя такого мышления — незначимых мелочей нет. Все детали важны! Это когда по деталям судят о целом и когда детали формируют картинку постепенно. Шерлок Холмс — главный герой ряда книг Артура Конана Дойля, несомненно обладатель логического мышления — так и раскрывал преступления. Он замечал детали, которые противоречили официальной версии расследования, и по деталям восстанавливал картину преступления, а затем находил преступника. Только Дойль в книге ошибочно называл этот метод дедукцией, поскольку это и есть процесс индукции. А вот дедукция характерна для мышления Востока.
Северный тип мышления хорошо иллюстрируют анекдоты про чукчу, программистов или Штирлица. Они построены на логике или на её нарушении. Вот для примера: «Штирлиц пошёл за грибами. Заглянул под одну ёлку — нет грибов. Заглянул под вторую — нет грибов. „Наверное не сезон“, — подумал Штирлиц и сел в сугроб». Или ещё один анекдот: «Почему программист в многоэтажном доме всегда ходит пешком на 12-й этаж? Потому что в лифте он нажимает кнопки 1 и 2 и не может найти кнопку Enter».
Западное мышление — конкретное. Конкретное мышление противоположно абстрактному. Его особенность в том, что оно не про принципы, не про ситуацию в целом, а про конкретный случай, конкретную личность, конкретный результат. Это мышление не о «судьбах родины», а о судьбе конкретного человека. Это мышление здесь и сейчас. Не послезавтра, не позавчера, а именно сегодня.
Мышление западных людей отличается тем, что они очень хорошо понимают, что можно и нужно делать с окружающими их ресурсами сегодня. Это мышление тактика — ввяжемся в бой, а там разберёмся, что к чему, кто и как! Но будущее для них неясно, как будто в белом молоке густого тумана. Потому они концентрируются на том, что находится вокруг них, — на настоящем. Запад тонко и явно чувствует настоящий момент и получает удовольствие от него в полной мере.
Физиологическая и анатомическая основа мышления Запада в том, что он доверяет только сенсорной информации. А рецепторы-сенсоры — это тело. Поэтому пока тело живое, то живы и рецепторы, а значит, жив и сам Запад. И в его карте мира со смертью тела он умирает навсегда и жизнь одна! Поэтому именно в этой жизни нужно успеть все. Съездить в самые красивые места, кушать самую изысканную пищу, носить самые дорогие вещи, пить самый эксклюзивный алкоголь, заниматься сексом с самыми лучшими партнёрами, занимать самые статусные должности, жить в самом экологичном и самом престижном месте и так далее.
Восток же, поскольку своё тело не понимает, а сигналы от тела для них недостоверны, хорошо понимая сферу мышления и духа, считает, что дух бессмертен и приходит на Землю много раз в разных телах. Поэтому расслаблен. Думает, что если не успеет что-то сделать в этой жизни, то доделают в следующей или через пару жизней. А Запад в ответ на это возражает Востоку, что «раз мы не помним прошлые жизни, то это уже и не мы вовсе». А Восток говорит Западу, что смысл жизни в получении опыта бессмертной душой или духом, чтобы становиться Богом. И поэтому неважно помнить прошлые жизни. И спор противоположных типов мышления продолжается далее…
На эту тему есть анекдот из девяностых про западное мышление.
«Новый русский приезжает в первый раз в своей жизни в Санкт-Петербург и идёт в Эрмитаж. Ходит по залам дворца, смотрит на паркет, на роспись потолков, камины, канделябры, резную мебель, картины и статуи. В кармане звонит его телефон, он достает его и в трубку говорит собеседнику, что он в Эрмитаже. А на вопрос „Ну и как там в Эрмитаже?“ отвечает: „Скромненько, конечно, но чистенько“».
Восточное мышление. Вообще Восток — это обладатель абстрактного мышления. Абстракция — это возможность отрешиться от деталей, опустить некоторые из них, обобщить, несколько упростить и воспринять всю целостность сразу. Есть столы, стулья, шкафы. Это вполне реальные и конкретные предметы. А есть мебель — это абстракция, целостность, названная так условно. Так вот Восток — это великий мастер отрешаться от несущественных деталей, для того чтобы мыслить целостными образами и категориями. Это мышление теоретика, которое позволяет отойти от конкретики и описать процессы в целом, их принципиальные модели.
Восточное мышление — это мышление стратегическое, мышление тенденциями, трендами, направлениями изменений событий и отношений на больших отрезках времени. Это глобальное мышление. Для такого мышления необходимо быть несколько расфокусированным, отречённым от реальности. Целостная картина в мышлении Востока возникает как бы сама собой. После того как она будет осознана, можно переходить к её уточнению, конкретизации. Такой способ мышления от целого к деталям называют дедукцией.
Подсознание Востока постоянно обрабатывает огромные массивы информации. И на сознательный уровень подсознание выводит уже готовые решения. Поэтому восточное мышление может показаться отрывочным, в котором мысли постоянно «скачут». Но Восток спокойно и комфортно ориентируется в этом «творческом беспорядке». Восток как бы постоянно дорисовывает любой процесс или явление до целого, завершенного. Это он делает автоматически, почти мгновенно, поэтому очень часто понимает, что ему хотят сказать, раньше, чем собеседник договорит. А раз понимает смысл, то он часто обрывает собеседника, поскольку уже всё понятно и дальше слушать скучно. Это воспринимается людьми в других типах как хамство или как интеллектуальное высокомерие. На самом деле так Восток экономит самое ценное, что, по его мнению, есть в этой вселенной — время. Но правильно он понял собеседника или нет — это уже другой вопрос. Иногда он дорисовывает смысл до другого, отличного от того, что им хотел сказать собеседник.
Пример восточного мышления можно продемонстрировать анекдотом:
«В больнице:
— Доктор, я буду жить?
— Конечно, голубчик, конечно! Ещё целых пять часов!!».
Вот ещё один анекдот с примером восточного мышления:
«Встречаются американец и русский. Американец спрашивает:
— Почему ваших военных называют «Вежливые люди»?
Русский отвечает:
— Потому что в 1945 году мы немцев до самого дома проводили».
Почти все анекдоты про русского, немца и китайца — восточные. Причём русский там показан именно Востоком. Да, собственно так оно и есть. Русскому архетипу присуще восточно-южное мышление.
Южный тип мышления — чувственно-эмоциональный. Это мышление «телом», а не «головой», образное мышление. Оно связано с эмпатией — способностью чувствовать состояние и настроение собеседника, способностью поставить себя на место другого человека. Уступить место в автобусе старушке не потому, что по правилам или по этикету так положено, а потому, что её жалко или её уважаешь, она похожа на мать. «А вдруг моей матери не уступят место в автобусе?» — думает южный человек и уступает место. Южному человеку сложно уволить бездарного и ленивого работника, у которого трое детей. Он в этот момент увольняет не ненужного для организации человека, чтобы нанять эффективного, который будет помогать всему коллективу решать задачи и зарабатывать деньги, — в этот момент он чувствует, что лишает обеспечения троих детей этого работника. И как говорит Юг, «сердце кровью обливается».
Юг думает телом. Если телу душно или оно хочет кушать, то мысли почти не идут. Поставьте перед Югом на совещании вазу с разными конфетами и можете считать, что Юга на этом совещании нет. Он будет думать не над общими вопросами, а над тем, какой вкус у конфетки в красном фантике. А когда её съест, то будет думать про вкус конфетки в зелёном фантике. Там такая же начинка или другая?
Одна из интересных особенностей Юга заключается в том, что он может отложить переживание эмоции на потом. А когда даст себе волю, то уж тогда наэмоционируются вдоволь.
Чувственно-эмоциональное мышление Юга часто отражается в анекдотах по типу:
Микола просыпается среди ночи, будит жену и говорит:
— Мне приснился страшный сон, будто у нас угнали автомобиль!
— Ты дурачок, у нас же машины нет!
— А всё равно очень жалко!
Или в ставшем уже классическим анекдоте про ложечку:
Встречаются два приятеля. Один другому говорит:
— Ты вчера был у нас в гостях. После твоего ухода у нас пропала серебряная ложечка.
— Неужели ты думаешь, что это я её украл?
— Нет, конечно, мы её потом нашли. Но ты все-таки в гости к нам больше не приходи: ложечка-то нашлись, а вот неприятный осадок остался!
Материал взят из книги Вячеслава Богданова "Качество жизни. Типология на каждый день".
Богданов Эниостиль Полезно знать
Template id: 49887871