Типологический подход - это довольно специфическое мышление. Овладение типологическим мышлением подразумевает несколько моментов в изменении мышления человека. Первый момент заключается в том, что признание типов личности приводит к признанию того, что у каждого человека есть право на свою силу - проявление сильных сторон его личности. И для одних типов естественна сила в чём-то одном, а для других - в другом.
С другой стороны принятие типологического мышления связано с принятием того факта, что у каждого типа есть свои слабости. Ведь слабости - это продолжение силы. Если что-то прибывает, то где-то должно убыть. И тогда становится естественным право человека на слабость в чём-то. И если принимать слабости других люди в большей своей части готовы, то признать силу готовы не все.
Типологическое мышление - это выдача людям типологической индульгенции - особого рода освобождения от «грехов». Это признание типа на его типную силу и его типные слабости. Это понимание, что человек таков, какой он есть и что он не изменится. Его тип так работает, он так устроен, поэтому он так думает и так себя ведёт.
Люди могут менять свой тип. Но это происходит, только если человек получает больше энергии в виде свободы, материальных ценностей, денег, статуса, любви и отношений, чем тратит на трансформацию своего типа. Желание изменить человека - это попытка изменить его тип. В этом случае стоит задаться вопросом: «А что я могу дать человеку такого, чтобы это компенсировало и превзошло его энергозатраты на изменение своего типа?». Задавая такой вопрос, чаще всего приходит ответ, что цена вопроса может быть не по силам тому, кто хочет изменить другого человека. Но бывает и так, что человек готов компенсировать подобные энергозатраты. Тогда, пока вливание энергии происходит, тот, в кого энергия вливается, готов подстраиваться и менять свой тип. Но когда такой энергопоток иссякает или прекращается, то человек возвращается в свое типное состояние.
Типологическое мышление приводит к пониманию, что гораздо проще подбирать правильный тип для определённых задач, чем перевоспитывать и переучивать человека. Если для какой-либо деятельности нужна воля и пробивные способности, то нужно просто подбирать человека для которого это будет сильной стороной типа. Если в чём-то нужна точность, последовательность и педантичность, то нужно подбирать совершенно другой тип. Если нужна эмпатия для коммуникации с людьми, то нужен третий тип. И так далее. Типологический подход показывает, что выгоднее всего сопоставлять особенности деятельности и людей с соответствующими сильными сторонами личности. А не заставлять сухого системного логика учиться чувствовать собеседника и выдавать яркие эмоциональные реакции. И уж тем более не заставлять креативного свободолюбивого интуита с напором и рвением бойца дожимать до конца задачи.
То же самое и в личных отношениях. Есть стереотипы любовных, семейных и дружеских отношений, а есть реальные типы. И проявления любви, дружбы и расположенности, в зависимости от силы и слабостей типа могут принимать совершенно разные формы. Порой они такие, что и не воспринимаются за дружбу или любовь. Но, зная как представители разных типов любят, дружат, что считают хорошим, а что просто не могут распознать в силу слабостей типа, можно понимать их истинные намерения и побуждения. Порой не цветы, серенады и милые открытки, а покупка бытовой техники на день рождения, выделение своего личного времени или совместный выход в общество - это и есть проявления настоящей любви.
Типологический подход отвергается некоторыми психологическими традициями и школами. Основа этого отвержения - то, что в подходах этих психологических школ личность считается индивидуальной. И тогда типирование и сами типы личности воспринимаются как сверхредукция, сверхупрощение. И что, вслед за отнесением к тому или иному типу, снижается качество подхода, ускользают детали. В ответ на это можно утверждать, что типологический подход, включающий выделение существенных черт личности и группирование людей по этим существенным чертам в определённые типы, не исключает наличие индивидуальных особенностей.
Несмотря на отнесение личности человека к тому или иному типу, у личности, безусловно, существуют и признаются индивидуальные черты, обусловленные внутренней и внешней средой: образованием, прожитым опытом, полом, возрастом, семейным положением, социальным статусом и т. п. Но у личности есть набор качеств, которые позволяют отнести её к той или иной группе.
Мышление подавляющего большинства людей всё же типологично. Выделение групп чего-либо позволяет людям экономить энергию. Видя лепестки, тычинки и пестик мы относим то, что видим к цветку. И нам становится понятным, что то, что мы видим обладает свойствами цветка и прежний опыт взаимодействия с другими цветками позволяет не тратить дополнительных усилий для понимания и изучения именно этого цветка. Когда мы наблюдаем что-то с плавниками и чешуёй, то мы сразу определяем это как рыбу. И вновь предыдущий опыт помогает нам сэкономить время и силы и понять как поступать с рыбой, в зависимости от наших целей. То же самое и с людьми. Если мы знаем как определять типы людей, умеем это делать, то это экономит нам ресурсы и временные, и энергетические, и материальные.
Мозг обычного человека вести примерно 1300-1500 граммов, что при средней массе человека 70-80 килограмм составляет около 2% массы тела. А при активном мыслительном процессе эти 2% массы тела потребляют 25% всей энергии. И совершенно естественно, что организм человека в целом настроен на экономию энергии при мышлении. С учётом этого становится понятным, что человек естественным образом обобщает и упрощает воспринятое. Экономия энергозатрат, заложена природой. И человек для этого типирует. Доказательство этому - создание большого числа типологий людей, начиная с древности и до наших дней. А, изучение любой науки начинается с определений и классификаций объектов изучения этой науки.
Только большую часть собственных типологий личностей довольно трудно передать другому человеку. «Похож на моего деда» - говорит кто-то. - «Я знаю, какой к нему нужен подход!» Но чтобы это передать другому потребуется длинный рассказ о своём деде. Если кто-то похож на бывшую жену, сестру, друга, тёщу - то же самое. Личные типологии, возникающие у человека в процессе его жизни, трудно передать другому. А типологию, разработанную и описанную в понятных терминах и метафорах, имея определённый опыт преподавания, передать возможно. Вместе с этим обучением, у тех, кто освоил типологию, появляется специальный типологический язык на котором могут общаться, знающие его люди.
Знание и понимание типологии личности совсем не исключает наблюдение индивидуальности личности. А даже, наоборот, способствует его более глубокому наблюдению и осмыслению. Наблюдая розы, можно установить их общие типологические признаки: бутоны, многочисленностью лепестков, стебель, шипы, особую форму листьев, запах, цвет. А, видя розу без шипов, или необычной расцветки цветка, можно больше уделить внимание этой индивидуальности, заострить внимание на ней. Этот навык - видеть типы и наблюдать нетипные особенности позволяет людям, профессионально занимающимся работой с другими людьми: учителям, психологам, врачам, юристам, продавцам и людям многих других профессий, выстраивать более гибкую коммуникацию с наименьшими затратами энергии. Экономя свои силы, быть очень точным, понятным, доброжелательным и эффективным.
Формирование психологического типа - это тоже естественный способ экономии энергии. Каждому человеку доступны и логическое и образное чувственно-эмоциональное мышление, и конкретизирование и абстрагирование. Но, производя тот или иной вид мышления, психика человека несёт определённые энергозатраты. И те способы мышления, которые наименее затратны для человека, используются им чаще. Человек может воспринимать информацию визуально, аудиально, обонятельно, тактильно. Но какой-то канал развит у него лучше, более информативен, а, следовательно, наименее энергозатратен - позволяет получать больше информации при меньших усилиях. И какой то режим труда и отдыха, поведения, коммуникации требует меньшего напряжения. Это и определяет тип.
Установленная мудрыми природными законами экономия сил и энергии способствует лучшему выживанию и получению большего числа потомков. Поэтому, на наш взгляд, типологический подход в изучении и описании личности имеет ряд преимуществ, заключающихся в экономии энергии для обычной жизни и трудовой деятельности в коммуникации с самим собой, другими людьми, обществом в целом и природой.
Из книги Вячеслава Богданова "Книга эксперта Эниостиля"
С другой стороны принятие типологического мышления связано с принятием того факта, что у каждого типа есть свои слабости. Ведь слабости - это продолжение силы. Если что-то прибывает, то где-то должно убыть. И тогда становится естественным право человека на слабость в чём-то. И если принимать слабости других люди в большей своей части готовы, то признать силу готовы не все.
Типологическое мышление - это выдача людям типологической индульгенции - особого рода освобождения от «грехов». Это признание типа на его типную силу и его типные слабости. Это понимание, что человек таков, какой он есть и что он не изменится. Его тип так работает, он так устроен, поэтому он так думает и так себя ведёт.
Люди могут менять свой тип. Но это происходит, только если человек получает больше энергии в виде свободы, материальных ценностей, денег, статуса, любви и отношений, чем тратит на трансформацию своего типа. Желание изменить человека - это попытка изменить его тип. В этом случае стоит задаться вопросом: «А что я могу дать человеку такого, чтобы это компенсировало и превзошло его энергозатраты на изменение своего типа?». Задавая такой вопрос, чаще всего приходит ответ, что цена вопроса может быть не по силам тому, кто хочет изменить другого человека. Но бывает и так, что человек готов компенсировать подобные энергозатраты. Тогда, пока вливание энергии происходит, тот, в кого энергия вливается, готов подстраиваться и менять свой тип. Но когда такой энергопоток иссякает или прекращается, то человек возвращается в свое типное состояние.
Типологическое мышление приводит к пониманию, что гораздо проще подбирать правильный тип для определённых задач, чем перевоспитывать и переучивать человека. Если для какой-либо деятельности нужна воля и пробивные способности, то нужно просто подбирать человека для которого это будет сильной стороной типа. Если в чём-то нужна точность, последовательность и педантичность, то нужно подбирать совершенно другой тип. Если нужна эмпатия для коммуникации с людьми, то нужен третий тип. И так далее. Типологический подход показывает, что выгоднее всего сопоставлять особенности деятельности и людей с соответствующими сильными сторонами личности. А не заставлять сухого системного логика учиться чувствовать собеседника и выдавать яркие эмоциональные реакции. И уж тем более не заставлять креативного свободолюбивого интуита с напором и рвением бойца дожимать до конца задачи.
То же самое и в личных отношениях. Есть стереотипы любовных, семейных и дружеских отношений, а есть реальные типы. И проявления любви, дружбы и расположенности, в зависимости от силы и слабостей типа могут принимать совершенно разные формы. Порой они такие, что и не воспринимаются за дружбу или любовь. Но, зная как представители разных типов любят, дружат, что считают хорошим, а что просто не могут распознать в силу слабостей типа, можно понимать их истинные намерения и побуждения. Порой не цветы, серенады и милые открытки, а покупка бытовой техники на день рождения, выделение своего личного времени или совместный выход в общество - это и есть проявления настоящей любви.
Типологический подход отвергается некоторыми психологическими традициями и школами. Основа этого отвержения - то, что в подходах этих психологических школ личность считается индивидуальной. И тогда типирование и сами типы личности воспринимаются как сверхредукция, сверхупрощение. И что, вслед за отнесением к тому или иному типу, снижается качество подхода, ускользают детали. В ответ на это можно утверждать, что типологический подход, включающий выделение существенных черт личности и группирование людей по этим существенным чертам в определённые типы, не исключает наличие индивидуальных особенностей.
Несмотря на отнесение личности человека к тому или иному типу, у личности, безусловно, существуют и признаются индивидуальные черты, обусловленные внутренней и внешней средой: образованием, прожитым опытом, полом, возрастом, семейным положением, социальным статусом и т. п. Но у личности есть набор качеств, которые позволяют отнести её к той или иной группе.
Мышление подавляющего большинства людей всё же типологично. Выделение групп чего-либо позволяет людям экономить энергию. Видя лепестки, тычинки и пестик мы относим то, что видим к цветку. И нам становится понятным, что то, что мы видим обладает свойствами цветка и прежний опыт взаимодействия с другими цветками позволяет не тратить дополнительных усилий для понимания и изучения именно этого цветка. Когда мы наблюдаем что-то с плавниками и чешуёй, то мы сразу определяем это как рыбу. И вновь предыдущий опыт помогает нам сэкономить время и силы и понять как поступать с рыбой, в зависимости от наших целей. То же самое и с людьми. Если мы знаем как определять типы людей, умеем это делать, то это экономит нам ресурсы и временные, и энергетические, и материальные.
Мозг обычного человека вести примерно 1300-1500 граммов, что при средней массе человека 70-80 килограмм составляет около 2% массы тела. А при активном мыслительном процессе эти 2% массы тела потребляют 25% всей энергии. И совершенно естественно, что организм человека в целом настроен на экономию энергии при мышлении. С учётом этого становится понятным, что человек естественным образом обобщает и упрощает воспринятое. Экономия энергозатрат, заложена природой. И человек для этого типирует. Доказательство этому - создание большого числа типологий людей, начиная с древности и до наших дней. А, изучение любой науки начинается с определений и классификаций объектов изучения этой науки.
Только большую часть собственных типологий личностей довольно трудно передать другому человеку. «Похож на моего деда» - говорит кто-то. - «Я знаю, какой к нему нужен подход!» Но чтобы это передать другому потребуется длинный рассказ о своём деде. Если кто-то похож на бывшую жену, сестру, друга, тёщу - то же самое. Личные типологии, возникающие у человека в процессе его жизни, трудно передать другому. А типологию, разработанную и описанную в понятных терминах и метафорах, имея определённый опыт преподавания, передать возможно. Вместе с этим обучением, у тех, кто освоил типологию, появляется специальный типологический язык на котором могут общаться, знающие его люди.
Знание и понимание типологии личности совсем не исключает наблюдение индивидуальности личности. А даже, наоборот, способствует его более глубокому наблюдению и осмыслению. Наблюдая розы, можно установить их общие типологические признаки: бутоны, многочисленностью лепестков, стебель, шипы, особую форму листьев, запах, цвет. А, видя розу без шипов, или необычной расцветки цветка, можно больше уделить внимание этой индивидуальности, заострить внимание на ней. Этот навык - видеть типы и наблюдать нетипные особенности позволяет людям, профессионально занимающимся работой с другими людьми: учителям, психологам, врачам, юристам, продавцам и людям многих других профессий, выстраивать более гибкую коммуникацию с наименьшими затратами энергии. Экономя свои силы, быть очень точным, понятным, доброжелательным и эффективным.
Формирование психологического типа - это тоже естественный способ экономии энергии. Каждому человеку доступны и логическое и образное чувственно-эмоциональное мышление, и конкретизирование и абстрагирование. Но, производя тот или иной вид мышления, психика человека несёт определённые энергозатраты. И те способы мышления, которые наименее затратны для человека, используются им чаще. Человек может воспринимать информацию визуально, аудиально, обонятельно, тактильно. Но какой-то канал развит у него лучше, более информативен, а, следовательно, наименее энергозатратен - позволяет получать больше информации при меньших усилиях. И какой то режим труда и отдыха, поведения, коммуникации требует меньшего напряжения. Это и определяет тип.
Установленная мудрыми природными законами экономия сил и энергии способствует лучшему выживанию и получению большего числа потомков. Поэтому, на наш взгляд, типологический подход в изучении и описании личности имеет ряд преимуществ, заключающихся в экономии энергии для обычной жизни и трудовой деятельности в коммуникации с самим собой, другими людьми, обществом в целом и природой.
Из книги Вячеслава Богданова "Книга эксперта Эниостиля"